GetInfo.Ru – Компьютерная библиотека
Последние поступления
Как выбрать систему управления базы данных
Базы данных03/09/14
Этапы загрузки UNIX (в схеме)
Unix27/03/12
Gatewall Antispam: тотальный контроль электронной почты
Спам21/04/11
Мастер-класс: создаем Интернет-магазин (Часть 1)
Обзоры ПО20/04/11
CorelDRAW Graphics Suite X5: Что нового?
Обзоры ПО20/07/10
Добавить статью
Самые читаемые материалы
Не отключайте правую кнопку мыши!(18272)
Разработка пиктограмм для веб-сайтов(12986)
Функциональное тестирование(11152)
Что такое юзабилити?(9433)
WEB vs GUI - точка зрения разработчика(9414)
Всего статей: 793Всего авторов: 364Подразделов: 47Добавлено за сутки: 0
Статьи  СТАТЬИ Форум  ФОРУМ Рейтинг  РЕЙТИНГ Поиск  ПОИСК Контакты  КОНТАКТЫ
» Главная » Usability » Психология в дизайне

Психология в дизайне


Сергей Степанов
yes@finest.ru
http://finest.ru/

Я часто встречаю рассуждения, что дизайн - это оформление информации. Говорят о нём как элементе, существующем отдельно от текста, имеющем свои правила и законы. Не забывают упомянуть о его важности общими фразами.  
 
Стоп! А разве графика, цвет, текст, заголовки и вся композиция не составляет информационное содержание страницы? Основной процент получаемой человеком информации приходится на зрение. По статистике 83% информации воспринимается зрительно. И 40% из неё запоминается человеком (против 20% от услышанного!). А изображение может нести в себе ничуть не меньше (а иногда и больше) информации, чем текст. Но как связать воедино изображение и текст? Как заставить дизайн нести тему страницы? Вот это уже вопрос психологии.  
 
Оставим в покое Юнга и Фрейда с их фундаментальными теориями и обратимся к прикладной психологии. Любое изображение вызывает у человека ассоциации. Но проблема в том, что одни предметы, сюжеты или графические элементы вызывают у всех людей (вернее, у многих) одинаковые ассоциации, а другие - совершенно различные. И если вы ошибочно построите ассоциативный ряд, то можете завести пользователя совсем не туда, куда вам хотелось. Поэтому, для построения устойчивых ассоциаций, настроения или образа, часто нужно дополнять композицию элементами, укрепляя тематическую линию. Такими элементами может быть что угодно: изображение, слово (первичный источник информации) или целая фраза, линия, фон, коллаж. Главное, стремиться не к слепому усложнению, а к созданию устойчивого ассоциативного ряда по конкретной теме.  
 
Вы, наверное, уже заметили, что на сложных, детализированных, иногда не понятных с первого взгляда изображениях, хочется задержать взгляд. Зрителю интересно "разгадать загадку" и разгадка смысла приносит удовлетворение и положительные эмоции. Такие "шарады" надолго остаются в памяти. Но не многие из них действительно несут тему или настроение. Большинство похоже на простую мозаику, сборище несвязанной между собой графической информации. Творчество дизайнера в индивидуальных работах может быть любым - это его личное дело. Здесь работает понятие "дизайн ради дизайна", часто превращаясь в стремление эпатировать зрителя. Но в оформлении конкретного заказа, рассчитанного на большую и различную аудиторию, важно не перестараться. Пользователь, просматривая оформление, всегда стремится сделать вывод, ищет законченность в понимании представленной информации. И сделав его, испытывает эстетическое удовлетворение. Задача дизайнера помочь ему в этом. Построить твёрдый, конкретный ассоциативный ряд, раскрывая тему. Простой пример - когда используется перевёрнутый текст. Это простая преграда для его восприятия и пользователь способен прочитать этот текст, но решение этой загадки приносит подсознательное удовольствие и заостряет внимание на этом слове или фразе. Другое дело - уместно ли такое действие в конкретной ситуации.  
 
Теперь о способах и инструментах. Первое, на чём хочется остановить внимание - это способы проведения пользователя по композиции, построение ассоциативного ряда в нужном направлении. Восприятие текстовой информации (в большинстве языков) происходит слева направо и сверху вниз. Это правило хорошо помогает в карикатурах (достаточно простой пример), когда есть сюжетный текст (например, вопрос - ответ). Чтобы зритель правильно понял сюжет, нужно заставить его прочесть сначала вопрос, а потом ответ. Текст вопроса выносится наверх изображения, поближе к левому углу, а текст ответа внизу изображения или справа от вопроса. Это первый принцип, но есть и другие способы заострить внимание на конкретных деталях. Есть ещё пространственное понятие восприятия информации. То, что находится ближе (на переднем плане) воспринимается раньше, чем на заднем. Эффект заднего плана можно получить достаточно сильной размывкой. Объект, с нормальной резкостью, будет выглядеть расположенным на переднем плане, и восприниматься первым. Крупные и достаточно яркие (контрастирующие) элементы так же воспринимаются раньше мелких, детализированных. Любой "выделенный" объект в композиции становится тематическим или смысловым центром. Специалисты советуют использовать не более 3 тематических центров при 5-7 управляющих элементах (в рекламных материалах ещё меньше). Я оставлю это без комментариев, но в некоторых ситуациях позволю себе не согласиться.

 
25.01.2003
Версия для печати Версия для печати Запомнить ссылку Запомнить ссылку
Ваша оценка:  1   2   3   4   5     

 О проектеПерепечаткаАвторамПартнерыО нас пишут
Наверх
©2003—2007. GETINFO.RU. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.