1. ВВЕДЕНИЕ:
Для того чтобы заниматься реконструкцией (т.е. - доработкой и усовершенствованием) чего-либо, необходимо знать сам
предмет реконструкции, понимать принцип его работы, предназначение и функциональные возможности. Необходимо, так же,
осознать типичные ошибки и, по возможности, избегать их.
2. ЧТО БЫЛО:
-
создатели сайтов, в большинстве своем, не были специалистами не только в области дизайна, но и в областях
маркетинга, рекламы, PR
-
те немногие, кто пришел в Интернет с рынка полиграфических и дизайнерских услуг, руководствовались при создании
сайта "бумажными" стандартами
-
заказчики, следуя модной тенденции, не осознавали смысла создания интернет-представительства, а потому не ставили
перед исполнителями правильных задач
Давайте посмотрим, что из этого получалось в большинстве случаев:
-
интернет сайт начинался с т.н. "входной страницы", которая появилась, по всей видимости, по аналогии с обложкой
буклета или книги. Но обложка исполняет всего две основных функции - защитную (чтобы уменьшить вероятность и
степень износа тонких внутренних листов) и рекламную (чтобы привлечь внимание идущего мимо и принудить
открыть-взять-приобрести). Ни то ни другое для интернет-сайта не имеет никакого значения. Реклама сайта
производится без его участия, а защитить его от взлома или устаревания при помощи входной страницы невозможно
-
внутренние вложения сайта состояли из стандартного набора рубрик (О компании, продукция, прайс-лист, партнеры,
контакты) и, как правило, заполнялись один раз, при первичном наполнении
-
услыхав о интернет-рекламе, владельцы сайта принимались за "раскрутку" сайта подручными методами, терпели фиаско
(как и полагается дилетантам) и по сей день пребывают в уверенности, что Интернет существует только для поиска
картинок малоприличного содержания
3. ЧТО БУДЕТ:
Созданию интернет-сайта будет предшествовать:
-
исследование на предмет целесообразности вхождения на интернет-рынок
-
пересмотр схемы работы с клиентами и партнерами с учетом использования Интернета
-
составление всех необходимых документов, как-то: бизнес-плана, концепции построения ресурса, тех. задания на
изготовления сайта, плана мероприятий по его продвижению.
Сама же структура сайта будет разрабатываться исходя из предпочтений потенциальных посетителей данного ресурса.
В разработке сайта будет принимать участие, и играть определяющую специалист по интернет-маркетингу, поскольку
сайт среднестатистической компании в первую очередь является инструментом для работы с потенциальными клиентами и
партнерами, а значит - маркетинговым инструментом.
С точки зрения форматов и форм подачи информации желательно исходить из двух правил, которые в подавляющем
большинстве случаев оказываются верными:
-
Практика работы в Интернете, независимые исследования интернет-аудитории и сайтов показывают, что оптимальный
объем текста для одной html-страницы находится в пределах от 4 до 6 "экранов" при разрешении монитора 600х800
пикселей. Документы большего размера редко бывают дочитаны до конца, если не содержат особо ценной для читателя
информации.
-
Пользователь изначально подходит к интернет-ресурсам как к сборнику нужной ему информации и отдает предпочтение
наиболее информативным и предметным из них. Поэтому корпоративные буклеты, задача которых состоит в основном в
убеждении и привлечении к себе внимания, здесь "не работают". А вот справочники, пособия по работе, ответы на часто
задаваемые вопросы, руководства и т.п. пользуются популярностью.
Отсюда следует, что:
-
основная информационная часть html-страницы должна находиться в пределах первого экрана. Для коротких материалов
достаточно развернутого подзаголовка, а для больших возможна короткая аннотация;
-
одним из вариантов может стать размещение материалов исключительно в виде коротких анонсов с возможность прочесть
полный документ. Если у посетителя возникнет такое желание;
-
по возможности стоит избегать размещения рисунков и фотографий, занимающих всю ширину первой страницы экрана, чтобы
посетитель сразу мог приступить к чтению, а не ждал загрузки картинки и не "прокручивал" экран;
-
стоит обратить пристальное внимание на способ подачи материалов, что может положительно сказаться на их восприятии
в целом, это значит, что нужно избегать вводных абзацев, не несущих прямой информационной нагрузки, длиннот и
пространных рассуждений. Равно как и неоправданного стремления к "украшательству" страниц графикой.
С точки зрения системы навигации (перемещения по серверу) и посещаемости разделов, необходимо помнить, что основная задача системы навигации состоят в легком доступе к разделам и подразделам сайта в целом. И, как следствие, при помощи системы навигации можно регулировать и направлять перемещения посетителей по сайту.
А это значит, что систему навигации (под которой, кстати, подразумевается не только оглавление, но и внутренние перекрестные ссылки, карта сервера, система поиска и, возможно, внутренняя баннерная сеть) необходимо пересмотреть с учетом того, что на посещаемость кажого из разделов впоследствии будет влиять:
-
правильное наименование раздела;
-
правильная структура и очередность разделов в целом;
-
расположение раздела в списке и визуальный акцент на раздел;
-
анонсирование раздела на первой странице;
-
ссылки на раздел из других разделов и подразделов;
-
качество и полноценность информации в самом разделе;
-
прямой поток посетителей на данный раздел извне (зависит от рекламы).
Несколько подробнее остановимся на оглавлении с точки зрения иерархии разделов. Про разным оценкам на каждое
последующее вложение сервера переходят от 20% до 40% посетителей предыдущего. Примем в качестве рабочего значение в
30% и посмотрим, сколько посетителей дойдет до четвертого раздела сервера:
Предположим, что на первой странице сервера LALALA.RU 1000 ежедневных посетителей:
LALALA.RU (1000) -> вложение 2 (300) -> вложение 3 (90) ->вложение 4 (27)
Двадцать семь человек из тысячи. 2.7% от общего числа посетителей!
Т.е., затрудненная, запутанная за счет большого количества иерархических уровней система навигации автоматически уменьшает количество посещений подразделов и сервера в целом.
И, наконец, о первой странице сервера.
Отправной точкой для "хождения по сайту" является первая страница. Именно поэтому на первой странице должны присутствовать не только ссылки на основные разделы сайта, но и анонсы наиболее важных обновлений. Таким образом, "правильная" первая страница являет собой гибрид рубрикатора сайта и подобия первой полосы новостной газеты. Это позволяет обратить внимание читателя на нужные материалы с первого взгляда.
Как же заставить сайт работать?
-
пересмотреть структуру разделов, сформировать ее исходя из потребностей основных категорий пользователей и стоящих перед сайтом бизнес-задач
-
пересмотреть функциональное предназначение первой (входной) страницы сайта, сдвинуть акценты в сторону максимального раскрытия новостной информации
-
продумать и воплотить в жизнь "прозрачную" систему сквозной навигации по сайту
-
переосмыслить способ подачи информации на сайте, привести материалы сайта в состояние максимального соответствия запросам и ожиданиям посетителей
-
предусмотреть систему перекрестных ссылок и дополнительных переходов между разделами
-
убрать неинформативные разделы сайта или наполнить их полезной для посетителя информацией
-
избавиться от нефункциональных и громоздких элементов графического оформления
-
ввести тематические разделы, интересные посетителям
-
сделать тексты удобочитаемыми (как минимум писать черным по белому, а не желтым по коричневому)
-
осуществлять систематическую рекламную поддержку в сети
|