GetInfo.Ru – Компьютерная библиотека
Последние поступления
Как выбрать систему управления базы данных
Базы данных03/09/14
Этапы загрузки UNIX (в схеме)
Unix27/03/12
Gatewall Antispam: тотальный контроль электронной почты
Спам21/04/11
Мастер-класс: создаем Интернет-магазин (Часть 1)
Обзоры ПО20/04/11
CorelDRAW Graphics Suite X5: Что нового?
Обзоры ПО20/07/10
Добавить статью
Самые читаемые материалы
B2B-площадки(23364)
Системы электронной коммерции(20380)
Как обмен сообщениями решает проблемы современного бизнеса(13692)
Я зарегистрировался на B2B сайте – что дальше?(13229)
Сколько можно заработать, создавая сайты для американцев(11823)
Купить свидетельство об окончании курсов повара sporam.org.
Всего статей: 793Всего авторов: 364Подразделов: 47Добавлено за сутки: 0
Статьи  СТАТЬИ Форум  ФОРУМ Рейтинг  РЕЙТИНГ Поиск  ПОИСК Контакты  КОНТАКТЫ
» Главная » Business-To-Business (B2B) » Система заказов как альтернатива интернет-магазину

Система заказов как альтернатива интернет-магазину


Всеволод Плохов
sevat@au.ru
http://www.whitesite.ru/

Если вы как раз решили перенести свой бизнес в Сеть – не торопитесь отдавать деньги за интернет-магазин, может быть, он вам совсем и не нужен...

Вполне естественно, что с развитием Интернета вообще и электронной коммерции в частности появляются все новые технологии ведения бизнеса через Сеть. Одни – совершенно новые для Рунета, такие, как, например, «соглашения об электронном обмене данными» между бизнес-партнерами, другие представляют собой симбиоз уже существующих в Сети технологий. Об одном из таких видов сотрудничества и пойдет речь. Это системы электронного обслуживания.

E-магазины на сегодняшний день стали нормой в Интернете. И о преимуществах их использования писали уже не раз многие бизнес- и околосетевые издания – повторяться не будем. Важно, что практически все такие преимущества основаны на особенностях самой Сети, таких, как временная доступность, территориальная независимость и т. д. Необходимо также отметить, что интернет-магазины рассчитаны в основном на частного покупателя и учитывают лишь его общие собирательные черты. Такая естественная для e-магазина политика неизбежно исключает индивидуальный подход к клиенту. Системы заказов же строятся исключительно для взаимодействия между организациями, когда важен учет особенностей каждого партнера.

Существуют и другие отличия системы on-line-заказов от e-магазина, но прежде обратимся к определению.

Как и все другие системы, система on-line-заказов представляет собой группу элементов, находящихся в определенной взаимосвязи между собой. Это разнородные заказы на поставку определенной партии какого-либо товара, заказы услуг (например, заказы на доставку или ремонт), запросы информации и т. д., сгруппированные в одном месте (на сайте компании). Таким образом, весь комплекс услуг фирмы сконцентрирован в одной системе, что, несомненно, избавляет клиента от необходимости связываться с различными подразделениями для заказа товаров или услуг (отдел продаж), получения информации (технический отдел), получения счета (бухгалтерия), получения товара (экспедиторы) и т. д. На первый взгляд может показаться, что все эти задачи решаются и с помощью e-магазина, но это не совсем так.

Дело в том, что, как было уже отмечено, e-магазин ориентирован на массовую аудиторию, как и обычный магазин, в который может зайти кто угодно. Так, при доставке товара, как правило, все равно приходится связываться с покупателем для уточнения времени и места, а то и подтверждения совершения им покупки. Системы заказов же используются организациями, между которыми обычно уже существуют какие-либо деловые отношения. Товар доставляется по одному адресу, возможно, регулярно, партиями, оплата происходит по заранее выбранной и устраивающей обе стороны схеме и т.д. – в такой ситуации дополнительно (после совершения on-line-заказа) входить в контакт с бизнес-партнером не требуется, что, разумеется, лишь экономит время обеим сторонам. Все, что нужно – это дать сигнал: «сколько и когда».

Профайлы
Неотъемлемой частью реализации индивидуального подхода к партнеру в системе on-line-заказов является использование профайлов (данных об особенностях конкретного клиента).

Рассмотрим пример. Фирма А – оптовый поставщик продуктов питания. Фирма Б – магазин, специализирующийся на розничной продаже различных сортов чая и кофе. На сайте фирмы А существует система заказов, которая при входе представителя компании Б извлечет из базы данных профайл фирмы Б и самонастроится в соответствии с содержащимися там данными. В результате из всей номенклатуры оптовой фирмы А покупатель увидит лишь интересующие его товарные позиции – все сорта чая и кофе, предлагаемые поставщиком, – что избавит его от процедуры поиска нужного товара; форма оплаты «по умолчанию» – безналичная (к примеру), как наиболее привычная для магазина Б. Можно также описать в профайле и количество товара, если происходит поставка фиксированными партиями, что еще более сэкономит силы покупателя. При этом, естественно, любой пункт «по умолчанию» во время заказа может быть изменен клиентом в соответствии с текущей потребностью. Фирме А, в свою очередь, использование профайлов позволяет возложить функции учета индивидуальных особенностей клиента на компьютер. Нередко, например, фирмы-поставщики имеют в своем прайс-листе насколько колонок с ценами. Использование индивидуальных настроек позволит в этом случае отображать для покупателя «его» колонку. Таким образом, профайлы в системе заказов выгодны для обеих сторон, однако их использование обязательно подразумевает процесс регистрации до использования системы и процесс идентификации при входе в нее.

Оплата
Преобладающей формой расчета в e-магазине (если ограничиться рамками зоны . ru) является оплата наличными курьеру при доставке товара. Организации рассчитываются между собой, как правило, используя безналичную форму. Естественно, что одной из функций системы заказов должна являться выписка счетов по итогам заказа. Обычно система выставляет счет (его так называемую электронную копию), производя все необходимые расчеты, присваивая ему порядковый номер. Эту копию, имеющую юридическую силу, равную копии счета, переданной по факсу (то есть никакую), клиент использует для оплаты в банке. А затем бухгалтерия поставщика готовит оригинал счета, идентичный его электронной копии вплоть до номера, который потом передается заказчику (возможно, при доставке заказанных товаров или оказании услуг). Конечно, есть выбор: заказчик может оплатить и наличными.

Когда между партнерами существуют длительные, надежные отношения, могут использоваться различные формы кредитования, например, в форме текущих клиентских счетов, открытых у поставщика. В этом случае в профайл данного клиента заносится дополнительная информация о состоянии текущего счета, которая изменяется при каждом заказе.

Цели
Мы рассмотрели самые важные особенности системы заказов. Отметим также и различие в целях и задачах, стоящих перед e-магазином и системой электронного обслуживания.

Для любого магазина основной задачей является продажа товаров через привлечение клиентов и стимулирование их к совершению покупки. Система заказов же призвана обеспечить удобство, простоту сотрудничества между бизнес-партнерами, сэкономить их время и силы. В организациях, где для обслуживания 20–40 организаций-клиентов выделяется один менеджер, это особенно актуально, так как с использованием системы заказов трудовые ресурсы расходуются примерно в 2 раза экономнее. Ведение базы данных клиентов организации-поставщика значительно упрощается, а иногда и совершенно не требуется: сами клиенты при регистрации заполняют базу данными. Счета готовятся автоматически, все расчеты, учитывая налоги, скидки для конкретного клиента и т. д., также производятся автоматически. Введение накопительных скидок не потребует дополнительных затрат времени. Прибавьте к этому, что для администрирования системы on-line-заказов достаточно dial-up-соединения.

Работающие примеры
Прежде чем обратиться к примерам, необходимо учесть следующее расхождение: здесь система электронного обслуживания и система заказов понимаются как синонимичные понятия, но это не всегда так для сегодняшнего Рунета. Если обратиться к « Яндексу», то на запрос «система заказов» получим примерно следующие результаты.

Самая большая часть результатов поиска – это «системы заказов», идентичные по своему устройству и функциям интернет-магазинам и никак не относящиеся к электронному обслуживанию. Пример: на сайте компании «1С» (www.1c.ru/asp/SHOP.asp) или компании «Транс-Америтек» (www.tae.ru).

Значительная часть «систем заказов» связана с бронированием туров и авиабилетов. Это довольно специфичные системы, зачастую состоящие из одной формы, отсылающей данные скрипту на сервере. Описание их работы выходит за рамки данной статьи.

Систем электронного обслуживания в чистом виде пока совсем не много, но имеется устойчивая тенденция к росту их числа. Пример такой системы можно посмотреть на сайте фирмы «ОДЕКС» (www.odeks.ru). Основными товарами этой фирмы являются расходные материалы для копировальной и офисной техники, офисная бумага и т. д. А к числу оказываемых услуг относится ремонт и профилактическое обслуживание техники, а также заправка картриджей. То есть все то, что так часто необходимо любой организации. Может быть, поэтому именно здесь остро встала проблема автоматизации взаимодействия с заказчиком. Существующие схемы снабжения нужно было перенести в Интернет, поэтому было решено разработать систему электронного снабжения вместо использования интернет-магазина. На сегодняшний день система успешно обслуживает клиентов – организации Москвы и Подмосковья – по описанной в данной статье схеме. Многие из них наверняка уже не помнят телефонов фирмы.

Общая стоимость системы заказов «под ключ» редко превышает 5 тысяч долларов, в то время как создание e-магазина только начинается с этой суммы и колеблется в пределах 20-30 тысяч.

Основой успешного бизнеса автор считает свободу выбора. Теперь появилась достойная альтернатива интернет-магазину, а выбор за вами.

 
03.02.2003
Версия для печати Версия для печати Запомнить ссылку Запомнить ссылку
Ваша оценка:  1   2   3   4   5     

 О проектеПерепечаткаАвторамПартнерыО нас пишут
Наверх
©2003—2007. GETINFO.RU. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.