GetInfo.Ru – Компьютерная библиотека
Последние поступления
Как выбрать систему управления базы данных
Базы данных03/09/14
Этапы загрузки UNIX (в схеме)
Unix27/03/12
Gatewall Antispam: тотальный контроль электронной почты
Спам21/04/11
Мастер-класс: создаем Интернет-магазин (Часть 1)
Обзоры ПО20/04/11
CorelDRAW Graphics Suite X5: Что нового?
Обзоры ПО20/07/10
Добавить статью
Самые читаемые материалы
Не отключайте правую кнопку мыши!(18184)
Разработка пиктограмм для веб-сайтов(12941)
Функциональное тестирование(11109)
WEB vs GUI - точка зрения разработчика(9315)
Что такое юзабилити?(9312)
Всего статей: 793Всего авторов: 364Подразделов: 47Добавлено за сутки: 0
Статьи  СТАТЬИ Форум  ФОРУМ Рейтинг  РЕЙТИНГ Поиск  ПОИСК Контакты  КОНТАКТЫ
» Главная » Usability » Архитектура гиперссылок

Архитектура гиперссылок


Алексей Петюшкин
http://www.petyushkin.ru/

В последние несколько лет гиперссылка стала неотъемлемым элементом любого веб-сайта. Сложно себе представить электронный документ, который не был бы пронизан многочисленными гиперсвязями. Вместе с тем, немногие помнят те времена, когда отсутствие унифицированной системы представления гипертекстовых ссылок считалось камнем преткновения в развитии любого электронного проекта.

Однако, несмотря на некую универсальность гиперсвязей, мы часто забываем о том, что URL - это не просто способ переадресации пользователя к тому или иному Интернет-ресурсу. Ссылки также выступают в качестве коммуникационного средства, помогая пользователям ориентироваться в строении и содержании веб-сайтов, разъясняя им назначение различных функциональных возможностей, присутствующих на сайте.

Эдвард Тафте (Edward Tufte) в своей книге "Визуализация информационных данных" ("The Visual Display of Quantitative Information") упоминает необоснованную символьную насыщенность многих информационных элементов, выполняющих коммуникативную функцию по отношению к пользователю. В настоящее время преобладающее большинство гиперссылок выглядят именно так: бесконечные запросы всевозможных параметров, способных удовлетворить любопытство технического специалиста, но отнюдь не простого посетителя вашего веб-сайта.

В те времена, когда каждой учетной записи соответствовал конкретный файл или директория, расположенные на веб-сервере, мы давали им понятные, читабельные имена, например, products.html или bookcover.jpg. Прежде всего, это было сделано для нашего собственного удобства: при необходимости анализа файловой системы веб-сервера или поиска нужных документов мы ориентировались по алфавитному списку, легко находя в длинном перечне существующих файлов необходимый документ.

Такая практика со временем выявила еще одну положительную сторону - на этот раз для самих пользователей: по понятным гиперссылкам они имели возможность представить, куда приведет их URL в пределах исследуемого веб-сайта.

Вопрос "понятности" гипертекстовых ссылок обсуждается давно и весьма активно. К примеру, многие базы данных не позволяют присваивать файлам читабельные имена, зато заметно выделяются своей эффективностью и функциональностью. Именно последнее преимущество считается основополагающим в аспекте спора насчет понятности адресов URL.

Вот некоторые из примеров подобных нечитабельных гиперссылок:

http://www.globeandmail.com/servlet/ArticleNews/PEstory/TGAM/20020909/
RVCRR/Business/business/business_temp/2/2/5/

Это был пример указания адреса URL на сайте "Globe and Mail". А вот как представлены те же гиперсвязи на том же сайте, возвращенные пользователю внутренней поисковой системой:

http://www.globeandmail.com/servlet/
GIS.Servlets.HTMLTemplate?current_row=3
&tf=tgam/search/tgam/SearchFullStory.html
&cf=tgam/search/tgam/SearchFullStory.cfg
&configFileLoc=tgam/config
&encoded_keywords=dvd&option=
&start_row=3&start_row_offset1=
&num_rows=1&search_results_start=1&query=dvd

Разумеется, не все сотрудники проекта "Globe and Mail" могут быть повинны в таком беспорядке. Однако, среднестатистическому пользователю будет проще простого "заблудиться" в дебрях нескончаемых точек, вопросительных знаков и нижних подчеркиваний, присутствующих в приведенной выше структуре.

Теперь давайте сравним эти ссылки с гиперсвязями на сайтах газеты "New York Times" и "USA Today":

http://www.nytimes.com/2002/09/09/business/media/09DEAL.html

http://www.usatoday.com/travel/news/2002/09-09-united.htm

Эти варианты тоже, несомненно, требуют корректировки, но пользователь по крайней мере понимает, куда приведет его такая ссылка, и даже может продиктовать ее адрес по телефону.

Другие корпоративные сайты идут еще дальше и строят адреса URL таким образом, что пользователь не только понимает, куда приведет его такая ссылка, но и может самостоятельно подставить другое значение в параметрах гиперсвязи:

http://www.macromedia.com/software/dreamweaver/productinfo/product_overview/

http://www.apple.com/powerbook/specs.html

http://www.adobe.com/products/photoshop/newfeatures.html

Каждая из этих ссылок включает в себя наименование программного продукта. Обладая информацией о другом продукте компании-разработчика, пользователь может вписать в строку запроса браузера другое имя; при этом ссылка будет работать.

Некоторые сайты еще больше совершенствуют структуру своих гиперсвязей. Поэ этой причине никогда не приходится переходить из раздела в раздел на сайте Microsoft: проблемы с Visio? Набираем microsoft.com/visio. Нужны драйвера для новой оптической мыши? По адресу microsoft.com/mouse вы сможете найти всю необходимую информацию. При этом набираемые пользователем адреса физически не существуют, а просто переадресовывают на страницу с искомой информацией.

Соответственно, происходят следующие редиректы:

microsoft.com/visio
—» http://www.microsoft.com/office/visio/default.asp

microsoft.com/mouse
—» http://www.microsoft.com/hardware/mouse/default.asp.

Такой подход к организации системы гипертекстовых связей не является нововведением корпорации Microsoft: подобная переадресация встречается на многих других сайтах.

В завершение хочется заметить, что некоторые разработчики утверждают, что в мире высоких технологий анализ архитектуры адресов URL - прерогатива вычислительных машин, недоступная обычному пользователю. Но в нашем несовершенном мире пользователи зачастую зависят от структуры гиперссылок, выполняющих роль ключевых моментов в процессе перехода по разделам веб-сайта. Системы, не принимающие во внимание поведение пользователя, заведомо теряют в их лице потенциального сторонника, потребителя, клиента или партнера. Поэтому вопрос разработки интуитивно понятных пользователю гипертекстовых архитектур, согласующихся с мышлением обычных людей, остается на сегодня одним из наиболее важных и актуальных тем в мире ИТ.

Оригинал статьи:
"User-Centered URL Design". Jesse James Garrett
AdaptivePath.Com

 
16.02.2003
Версия для печати Версия для печати Запомнить ссылку Запомнить ссылку
Ваша оценка:  1   2   3   4   5     

 О проектеПерепечаткаАвторамПартнерыО нас пишут
Наверх
©2003—2007. GETINFO.RU. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.