GetInfo.Ru – Компьютерная библиотека
Последние поступления
Как выбрать систему управления базы данных
Базы данных03/09/14
Этапы загрузки UNIX (в схеме)
Unix27/03/12
Gatewall Antispam: тотальный контроль электронной почты
Спам21/04/11
Мастер-класс: создаем Интернет-магазин (Часть 1)
Обзоры ПО20/04/11
CorelDRAW Graphics Suite X5: Что нового?
Обзоры ПО20/07/10
Добавить статью
Самые читаемые материалы
Не отключайте правую кнопку мыши!(18057)
Разработка пиктограмм для веб-сайтов(12880)
Функциональное тестирование(10957)
WEB vs GUI - точка зрения разработчика(9213)
Что такое юзабилити?(9193)
Всего статей: 793Всего авторов: 364Подразделов: 47Добавлено за сутки: 0
Статьи  СТАТЬИ Форум  ФОРУМ Рейтинг  РЕЙТИНГ Поиск  ПОИСК Контакты  КОНТАКТЫ
» Главная » Usability » Flash - 99% поверхностного взгляда

Flash - 99% поверхностного взгляда


Юлия Соляник
julia@spider.ru

Эта статья является ответом на статью Якоба Нильсена (Jakob Nilsen) Flash 99% Bad, опубликованную на русском языке на сайте проекта Usability.Ru. Оригинал на английском можно прочитать здесь.

Решила я поехать на охоту, скажем на лося. На новеньком моторном катере. Только вот немного мне неудобно: педали сцепления не нахожу, винт в траве путается, птички норовят на плечо сюрприз сбросить. Еду и ругаю производителей катеров, де - плохой механизм, на 99% неудобно.

Что вы мне посоветуете, помимо профилактического посещения психиатра? Правильно, кататься на катере на рыбалку за лососем, а на охоту выезжать, как минимум, на "хаммере" и не пугать лосей своими криками.

К чему это я? Именно такой пример пришел в голову по прочтении статьи Якоба Нильсена "Flash - 99% Bad" или как это у нас, оказывается, звучит по-русски: "Flash - причиняет 99% неудобств". В целом статья вызвала непроизвольную реакцию отторжения из-за несправедливости обвинений в сторону технологии, которую я втайне считаю революционной, в лучшем смысле этого слова.

Попытаюсь разубедить читателей, поверившим автору и отложившим новенькую (старенькую) коробку с надписью "Macromedia Flash 5" (4,3) до лучших времен.

Для удобства, буду цитировать наиболее спорные моменты статьи, объединяя цитаты в смысловые блоки.

Итак, автор утверждает, что есть три основных причины, почему Flash это плохо с точки зрения usability: "поощряет осквернение дизайна, делает недоступной интерактивность сайта и отвлекает внимание от истинного смысла, сути сайта".

Рассмотрим все по-порядку:

Осквернение дизайна
J.N. Во-первых, Flash использует анимацию без всякой на то причины.

А мой организм использует без всякой на то причины руки и ноги. Неграмотная фраза (спасибо переводчику) неверная по смыслу.

Эта технология задумывалась для создания анимации. Вот если бы она принялась вязать носки, тем более без всяких на то причин, другое дело. А использует анимацию для своих сайтов не программа, а наверное дизайнер (вебмастер, скучающий студент и проч.)

Кстати с таким же успехом можно обвинить Adobe Photoshop® в осквернении дизайна. Ведь начинающие дизайнеры так любят пользоваться полным набором фильтров и всевозможных плагинов одновременно!

Разрушение сущности веб среды
J.N. Следующий набор проблем, связанных с использованием Flash - использование плагинов. Возможно, в будущем особенности объектов мультимедиа будут легко использоваться браузерами без всяких плагинов и данная проблема будет решена.

По заверениям компании Macromedia флэш-плагин 3 версии установлен у около 93% пользователей Сети, а в новых поколениях броузеров он предустановлен. Можно не доверять, на мой взгляд, слишком оптимистичной статистике от Macromedia или считать, что новыми броузерами пользуются лишь камикадзе. Но то что применение плагинов решает массу проблем кроссброузерности - это факт, и каждый верстальщик меня поймет и при случае создателям Flash пожмет руку.

J.N. Использование нестандартного HTML приносит следующие неудобства:

Здесь не нужно быть титулованным специалистом по usability, достаточно немного знать стандартные возможности программы, дабы решить указанные ниже проблемы:

J.N. Кнопка "Back" отказывается работать. Если вы перемещаетесь внутри Flash объекта, нажатие кнопки "Back" избавит вас от этого объекта полностью, вместо того чтобы вернуть в предыдущее его состояние.

Хотя по сути это заявление действительно справедливо, выход есть: щелкнув правой клавишей по флэш объекту можно обнаружить собственную панель навигации. Согласна, что не все пользователи имеют обыкновение в процессе просмотра сайта исследовать свою мышь, поэтому очко в пользу Якоба.

J.N. Не работает изменение цвета ссылок. Вы не видите, какие страницы вы уже посещали, а какие нет. Нет чувства ориентации.

Оно не работает лишь в том случае, когда разработчик забыл изменить поле Hit в объекте Button.

J.N. Нет возможности сделать текст больше или меньше. Пользователи вынуждены использовать размер шрифта, определенный разработчиком. Для пользователей, не обладающих прекрасным зрением, он обычно слишком мал.

Забудем на время то, что в последнее время разработчики используют таблицы стилей, зачастую лишая пользователя привилегии пользоваться персональными настройками своего броузера. В случае с Flash можно заблудится в возможностях решения данной проблемы. Нужно всего лишь:

1. при публикации поставить Dimensions - Percent и ваш ролик с удовольствием подстроится под размер окна;
2. или выбрать опцию Text Field и получить на выходе обыкновенный текст;
3. или разделить ролик и текстовую часть, последнюю сверстать как обычно;
4. или, наконец, сделать просто шрифт покрупнее, памятуя о том, что для пользователей, не обладающих прекрасным зрением, шрифт используемый обычно слишком мал.

J.N. Нет возможности поиска нужных слов на Flash-странице, что можно делать с помощью панели навигации в любом браузере на любой HTML странице.

Пункты 2 и 3, упомянутые чуть выше

J.N. Flash мешает удобной работе всем людям "с ограниченными возможностями", будь эти возможности ограничены мощностью компьютера или слабым зрением.

А на что спорим, я могу сделать средствами стандартного html страницу, которую не сможет прочитать совершенно здоровый человек с орлиным зрением? Более тогу, я могу привести массу примеров навскидку, где создатели просто соревнуются, чей сайт дольше не смогут распознать или загрузить: шрифт Times в 5px, баннеры по 360kb.

J.N. Движущийся текст сложно читать людям, кто не может читать бегло на данном языке. Для перевода содержания сайта вам будет необходимо нанимать специальных переводчиков.

Действительно резонное замечание к которому следует прислушаться разработчикам, но не создателям Flash.

Отвлечение от сути сайта
J.N. Частое обновление содержания (Flash-содержание создается лишь однажды).

Процитирую разработчика Марию Октябрьскую "В последнее время появились библиотеки, в т.ч. и бесплатные, для основных языков программирования, позволяющие динамически генерировать флэш-элементы страниц, причем в ряде случаев применение именно флэш, является оптимальным выбором: векторным картинкам - векторный формат."

Также, как упоминалось выше, ничего не мешает вам сделать содержание в виде обычного текста и обновлять его так часто, как того требует суровая реальность.

J.N. Использование такой структуры сайта, которая позволяет пользователю получить более глубокий уровень ответов на вопросы (Flash-содержание обычно весьма поверхностно).

Давайте вспомним содержание любой рекламы. Какой уровень ответов на вопросы мы получаем? Flash-презентации по сути очень похожи на рекламные ролики. Можно ли считать это недостатком технологии? Навряд ли. И о сущности веб-среды. С какого момента Интернет получил сильнейший импульс к развитию - когда туда пришли рекламодатели. Не стоит об этом забывать.

J.N. Выявление всех возможностей предоставить пользователю именно то, что ему нужно (Flash-страницы обычно создают непрофессионалы в вашей конкретной области).

Шикарная формулировка (поклон переводчику). Что бы понять смысл фразы пришлось обратиться к оригиналу -- Identifying better ways to support customers by task analyzing their real problems (Flash is typically created by outside agents who don't understand the business).

Итак. У меня есть шанс сделать открытие для г-на Нильсена. Редкий сторонний разработчик досконально разбирается в деталях вашего бизнеса. Более того, ему это не надо. Достаточно четкой постановки задачи от отдела рекламы или маркетинга заказчика и тесного взаимодействия с управляющим проекта со стороны исполнителя.

Делая сайт (мультимедиа-презентацию, буклет, вывеску, ставя в угол офиса фикус) стоматологической клиники исполнитель навряд ли перед началом работы станет поступать в медицинский институт.

J.N. Если бы производство Flash-объектов было бы так же легко и дешево как написание стандартной HTML страницы, многие из перечисленный проблем были бы решены. Этого нет и проблема остается проблемой.

Помните начало? Не пугайте лосей.

Резюме
Ровно на 99% проблем описанных Якобом не являются недостатками технологии Flash, а лишь следствие некомпетентности либо неопытности исполнителей. И если бы автор обвинял последних, вы бы не тратили время на прочтение данной статьи. Скажу больше, мысленно сделав замену с Flash на Flash-разработчик, я приняла к сведению указанные недостатки и в будущем постараюсь их избегать в своих проектах.

И давайте не забывать, что Flash - это всего лишь инструмент и существует много "танцоров", у которых возникают анатомические проблемы во время танца, но разве в этом виноват г-н Штраус?

 
19.02.2003
Версия для печати Версия для печати Запомнить ссылку Запомнить ссылку
Ваша оценка:  1   2   3   4   5     

 О проектеПерепечаткаАвторамПартнерыО нас пишут
Наверх
©2003—2007. GETINFO.RU. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.