GetInfo.Ru – Компьютерная библиотека
Последние поступления
Как выбрать систему управления базы данных
Базы данных03/09/14
Этапы загрузки UNIX (в схеме)
Unix27/03/12
Gatewall Antispam: тотальный контроль электронной почты
Спам21/04/11
Мастер-класс: создаем Интернет-магазин (Часть 1)
Обзоры ПО20/04/11
CorelDRAW Graphics Suite X5: Что нового?
Обзоры ПО20/07/10
Добавить статью
Самые читаемые материалы
Не отключайте правую кнопку мыши!(17814)
Разработка пиктограмм для веб-сайтов(12769)
Функциональное тестирование(10816)
WEB vs GUI - точка зрения разработчика(9058)
Карта сайта: нужна ли она?(9034)
Всего статей: 793Всего авторов: 364Подразделов: 47Добавлено за сутки: 0
Статьи  СТАТЬИ Форум  ФОРУМ Рейтинг  РЕЙТИНГ Поиск  ПОИСК Контакты  КОНТАКТЫ
» Главная » Usability » Размещение навигационной панели

Размещение навигационной панели


Марат Давлетханов
softkey@maratd.ru
http://www.maratd.ru

Размещение навигационной панелиВсем известно, что юзабилити сайта зависит от бесчисленного множества мелочей. А для того, чтобы веб-проект был удачным, необходимо, чтобы каждая его часть была удобна и приятна для посетителей. Возьмем, например, навигационную панель. Эта часть проекта есть практически на каждом сайте за очень редким исключением. Причем размещается она в разных местах страницы: сверху (под шапкой), слева, справа или иногда посередине. Вроде бы, какая разница, какой из этих вариантов выбрать? Все зависит от предпочтений веб-мастера и дизайнера. На самом же деле эта "мелочь" оказывает немалое влияние именно на юзабилити сайта. Причем у каждого варианта размещения навигационной панели на веб-страницах есть свои ярые сторонники и не менее ярые противники. Давайте мы с вами, уважаемые читатели, попробуем разобраться в этом вопросе.

Размещение в верхней части страницы
На первый взгляд кажется, что самое очевидное - размещение навигационной панели в верхней части страницы прямо под шапкой. Это решение веб-мастера используют по разным причинам. Во-первых, так навигационная панель занимает минимум места на странице, а поэтому остается больше пространства для контента. Это, конечно же, большой плюс. Но, к сожалению, единственный. Кроме того, он же является и главным недостатком размещения навигационной панели в верхней части страницы. И действительно, что можно написать в узкой полоске? Только разместить несколько кнопок или ссылок. И все, на этом место заканчивается.

Правда, из такой ситуации есть несколько выходов. Например, можно воспользоваться возможностями какого-либо языка программирования и реализовать динамическое меню, которое будет раскрываться при наведении курсора мыши на главную кнопку каждого раздела. Другой вариант - создание двухуровневой системы навигации. При этом ссылки на основные разделы будут размещать в верхней части страницы, а подменю будут "раскрываться" справа или слева от основного текста.

Пример размещения навигационной панели в верхней части страницы

Ну а вообще, размещение навигационной панели в верхней части сайта практически идеально подходит для небольших и простых по структуре проектов. Особенно это верно в отношении корпоративных и персональных сайтов. Ведь в этом случае создатели веб-проектов обычно ограничиваются несколькими разделами, например, такими: "О компании", "Товары" или "Услуги", "Прайс-лист" и "Контакты". Ссылки на них можно легко разместить и в узкой полосе. Так что в этом случае посетители проекта получат простую и удобную систему навигации, позволяющую быстро перемещаться по разделам.

Размещение с левой стороны
Размещение навигационной панели с левой стороны стало чем-то вроде стандарта "де-факто" для относительно сложных по структуре веб-проектов. Этому способствовали две причины. Во-первых, мы, как и все европейцы, а также американцы, пишем слева направо. Естественно, и читаем тоже в этом направлении. Таким образом, посетитель, попав на сайт, автоматически обращает внимание в первую очередь на его левую часть. Вторая причина - это то, что люди привыкли искать навигационные элементы с левой стороны. Возьмите различное программное обеспечение, откройте оглавление любой книги или журнала, и вы поймете, о чем идет речь. Кроме того, у рассматриваемого решения есть еще один довольно значительный плюс. Навигационная панели, расположенная слева, всегда будет находиться в одном и том же месте. Более того, она всегда будет видна на экране (естественно, если учитывать только горизонталь) при любом разрешении монитора посетителя и размера окна его браузера.

Пример размещения навигационной панели слеваГлавный минус размещения навигационной панели в левой части веб-страницы прямо противоположен основному плюсу этого решения. Речь идет о том, что посетитель в первую очередь обращает свое внимание на ссылки и лишь потом на основной контент. Создается так называемый эффект "информационного барьера". Для того чтобы человек начал просматривать материалы сайта, ему необходимо переключить свое внимание с навигационной панели. А этим создается дополнительное неудобство для посетителей. Кроме того, внимание человека может отвлечься от основного содержания на незначительные разделы, например, на "Ссылки". А поэтому существует вероятность того, что небольшая часть людей уйдет с сайта, даже не ознакомившись с его содержимым.

Еще одним минусом "левостороннего" размещения навигационной панели является то, что в этом случае остается слишком большое расстояние от полосы прокрутки до ссылок. То есть посетитель, прочитав до конца страницу (если она, конечно, не помещается на одном экране), вынужден переводить курсор через весь экран для того, чтобы перейти к следующей. Правда, в последнее время этот минус перестал играть сколько-нибудь значительную роль. Все-таки очень многие интернетчики пользуются современными мышками с колесиками прокрутки, так что необходимость в соответствующем элементе браузера, в общем-то, отпадает.

Размещение с правой стороны
Размещать навигационную панель с правой стороны стали не так давно. Причем до сих пор лишь немногие веб-мастера и дизайнеры решаются на этот шаг. И это несмотря даже на то, что у такого решения есть немалые достоинства. Самое главное из них - это акцентирование внимание посетителей именно на контенте. Как мы уже выяснили, человек начинает просмотр веб-страницы слева направо. Таким образом, он сначала просмотрит основную информацию и лишь потом перейдет к изучению навигационной панели. Нужно ли говорить, что это выгодно владельцу сайта. Кроме того, размещение навигационной панели рядом с полосой прокрутки позволяет собрать в одно место все основные элементы, которыми пользуются посетители для перемещения по проекту, что создает для них дополнительное удобство.

Ну а теперь перейдем к недостаткам размещения навигационной панели с правой стороны. К сожалению, они очень серьезны. Первый из них опять же прямо противоположен основному преимуществу. То есть "правостороннее" размещение не подходит для проектов, веб-мастера которых не хотят делать явный упор на контент, "убрав" навигацию подальше от глаз посетителей. Второй недостаток рассматриваемого решения - это то, что правая граница страницы, отображаемая в браузере посетителя, не определена явно. Все зависит от размеров экрана монитора человека, используемого разрешения и размеров окна браузера. Таким образом, вполне вероятно, что навигационная панель может оказаться скрытой от посетителя. Или, наоборот, размещаться чуть ли не по середине экрана, оставляя за собой пустое пространство. Правда, частично решить эту проблему можно в случае использования "резинового" дизайна. Однако это помогает далеко не всегда. Да и серьезно осложняет создание веб-проекта.

Размещение посередине
Наверное, никому не нужно объяснять, что навигационная панель, размещенная в центре страницы - это нонсенс. Вряд ли кто-то из веб-мастеров решиться убрать контент сайта на второй план. Это приемлемо только в некоторых особых случаях. Так, например, навигационная панель может быть размещена в центре заглавной страницы. В некоторых случаях это будет выглядеть вполне уместно. Кроме того, существуют так называемые карты сайта - специальные страницы, содержащие полный список всей структуры веб-сайта. Ну и, наконец, бывают случаи, когда навигационная панель является частью контента веб-проекта. Для примера можно взять любой каталог сайтов в Интернете.

Подводим итоги
Итак, мы с вами, уважаемые читатели, рассмотрели все основные плюсы и минусы различных способов размещения навигационной панели сайта. И теперь пришла пора выбирать, какой вариант предпочтительней. Вот только, к сожалению, единственно правильного решения не существует. Выбор нужно делать в каждом конкретном случае. Ведь то, что хорошо для одного сайта, совершенно не подходит для другого. Главное - верно представлять себе цели и приоритеты проекта и делать осознанный выбор, не полагаясь на любимое многими людьми выражение "и так сойдет".

Оригинал статьи опубликован здесь

 
12.01.2005
Версия для печати Версия для печати Запомнить ссылку Запомнить ссылку
Ваша оценка:  1   2   3   4   5     

 О проектеПерепечаткаАвторамПартнерыО нас пишут
Наверх
©2003—2007. GETINFO.RU. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.